Архитектура Биология География История 25 Компьютеры Кулинария Культура Литература Математика Медицина Механика Образование Политика Правоведение Психология Религия Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника Первые слова детей многозначны и могут обозначать как предмет, так и признак, действие с предметом.

Слова дополняются выразительными жестами, мимикой, то есть широко используются паралингвистические средства для уточнения значения слов. Постепенно слова кроме предметной[11] соотнесенности приобретают и понятийную[12] соотнесенность. Путь от конкретной предметной соотнесенности проходит к формированию обобщенного понятийного соотнесения слова и предмета, то есть определяются ведущие признаки предмета и далее, но уже к концу дошкольного возраста вырабатывается контекстуальное значение слов, переносное их значение.

Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком.

Схема системного развития нормальной детской речи

Но это явление в детской речи, если речевое развитие укладывается в нормативные сроки,. По мере роста активного словаря сверхгенерализация достаточно быстро сокращается.

В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет.

Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному. По мере развития ребенка лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантическое поле. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.

Слова не только объединяются, но и распределяются внутри семантического поля. Формируется ядро и периферия. Ядро составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками, а периферия - малочастотные слова.

Лаврентьева, изучая особенности лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе словарь ребенка представляет собой бессистемный набор лексем.

На втором этапе формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы - ситуационные поля. На третьем этапе ребенок осознает сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы.

Эти противопоставления на данном этапе заменяют все варианты качественно-оценочных прилагательных. На четвертом этапе происходит преодоление этих замен, а также возникновение синонимии.

По мнению ряда авторов, организация лексической системности и семантических полей связана с развитием логических операций классификации, сериации, которые интенсивно формируются в лет. Слова в процессе развития ребенка группируются, объединяются в семантические поля. Предыдущая 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Следующая. Главная Обратная связь Дисциплины: Схема системного развития нормальной детской речи Предыдущая 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Следующая.

В трехсложных словах часто опускается один из слогов: Появляются первые грамматические отношения между словами: Многие предложения строятся аграмматично. Начинают разграничено употребляться следующие падежи: Первые грамматические формы у 18 глаголов: Появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед.

Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения о себе говорит в 3-м лице. В трехсложных словах все еще опускается слог чаще предударный: Дальнейший рост простого предложения до слов.

Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значений: Суффиксы - ок, -чик и др.

Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам кроме 2-го лица мн. Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. В многосложных словах чаще опускается предударный слог, иногда приставки: Твердые [с], [л], затем [ы], [в], [р], [з].

Смешение артикуляционно близких звуков: Усваиваются служебные слова, остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка.

Дальнейший темп его формирования замедляется. Начинается влияние окончания - ов на слова других склонений: Начинают усваиваться другие падежные окончания: Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, Появляются краткие причастия.

Отмечается смешение рода у местоимений: Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: Продолжается влияние окончания - ов на слова других склонений.

Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: Неологизмы с использованием приставок: Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Союзы что, куда, сколько, столько. Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий правильное чередование ударения, употребление рода, редких оборотов речи, числительных.

Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет - самостоятельное образование глаголов от других частей речи. С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения детская этимология. С пяти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

Эта страница нарушает авторские права.

Смотрите также: